Tuesday, May 25, 2021
Белорусский самолет: "идеальный шторм" побуждает ЕС действовать быстро
Ник Бик
Корреспондент Би-би-си в Брюсселе
Опубликовано9 часов назад
"Если бы они не действовали сейчас", - сказал мне один высокопоставленный дипломат, - "внешняя политика ЕС как инструмент для проецирования геополитической силы была бы практически похоронена".
Соглашение, достигнутое по Беларуси 27 европейскими лидерами вчера вечером, было необычайно быстрым, что позволило высокопоставленным брюссельским чиновникам заявить, что они приняли жесткие меры перед лицом совершенно неприемлемого поступка.
Требуя немедленного освобождения журналиста-диссидента Романа Протасевича, они согласились с тем, что белорусские авиакомпании должны быть запрещены в европейском небе, а авиакомпании ЕС не должны летать над Беларусью, с планом дальнейших целенаправленных экономических санкций.
"Это было единогласное решение", - заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции в ранние часы.
"Это было нападение на демократию, свободу слова и европейский суверенитет, и оно требует решительного ответа".
Но, по мнению того же дипломата, кризис, который спровоцировал Минск, представлял собой "идеальный шторм": обстоятельства были таковы, что ЕС было бы трудно не добиться какого-то соглашения.
Босс Ryanair Майкл О'Лири утверждает, что на рейсе были агенты службы безопасности КГБ.
Во-первых, шок от того, что жизни пассажиров, путешествующих между двумя столицами ЕС, были поставлены под угрозу.
Во-вторых, причиной их опасности, по-видимому, было желание задержать журналиста-диссидента.
В-третьих, чиновники ЕС уже находились на продвинутой стадии ужесточения существующих санкций в отношении режима Лукашенко.
Что будет с перехватом военного самолета?
Некоторые задавались вопросом, может ли Венгрия сопротивляться дальнейшим мерам против Беларуси. Премьер-министр Виктор Орбан продолжает оказывать поддержку 27-летнему правлению Александра Лукашенко на фоне обвинений в подтасовке голосов и жестоком подавлении инакомыслящих. Но, похоже, вчера вечером г-н Орбан не хотел вступать в драку.
Что изменят санкции?
На данный момент трудно сказать, какое влияние окажут усиленные санкции. Представители ЕС сейчас оценивают, какие из лиц, компаний (и, соответственно, секторов экономики), поддерживавших белорусское правительство, окажутся под ударом.
Лидеры, возможно, и согласились с принципом усиления экономических санкций, но в блоке возникли разногласия по поводу деталей.
Германия, Италия и Франция, страны со значительными коммерческими связями с Минском, в последние недели, как сообщается, не хотели вступать на путь, который может поставить под угрозу их собственные законные экономические интересы. Немецкие СМИ сообщают, что более жесткие меры могут затронуть около 350 компаний, включая таких гигантов, как Siemens и Bosch.
В ближайшие дни это может стать новым и усиленным источником разногласий между столицами.
Что еще может сделать ЕС?
Как и ожидалось, ответ на то, что было названо "государственным угоном" и "пиратством авиакомпаний", частично сосредоточился на авиационном секторе.
Здесь ЕС не был первым - Великобритания и Украина уже объявили о запрете на полеты белорусских самолетов и призвали к бойкоту белорусского воздушного пространства. Но эти коллективные действия послужат дальнейшей изоляции Беларуси - и в значительной степени ее народа, что будет вызывать беспокойство.
Почему ЕС часто медлит с действиями
Для критиков ЕС внешняя политика уже давно является ахиллесовой пятой блока: наднациональный подход, который слишком часто дает сбои. Два недавних события символизируют трудности, с которыми блок сталкивается как в политическом, так и в практическом плане, чтобы действовать согласованно, единым голосом.
Во-первых, это неловкий визит в Москву главы внешнеполитического ведомства Жозепа Борреля в феврале, когда он не смог защитить европейских лидеров от обвинений во лжи.
В Анкаре в апреле было видно, как председателю Комиссии Урсуле фон дер Ляйен отказали в месте, очевидно, потому что она женщина, в то время как председатель Европейского совета Шарль Мишель получил VIP-услуги.
После этих уловок со стороны путинской России и Турции Эрдогана, на этой неделе еще один "силовик" в лице Беларуси Лукашенко вышел вперед, чтобы устроить испытание в сфере внешней политики. Брюссель считает, что он принял вызов.
Но если и была надежда на то, что сближение европейского консенсуса окажет немедленное воздействие на г-на Лукашенко, то она оказалась недолгой.
Пока за закрытыми дверями на саммите ЕС согласовывались более жесткие меры, сам лидер одобрил более жесткие меры - запрет на прямую трансляцию протестов, на которые его правительство не давало разрешения.